ВОСЕМЬ ВЗГЛЯДОВ НА СПЕКТАКЛИ ФИНАЛА ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА.
Отзывы участников Лаборатории "Как писать о театре", куратор Елизавета Спиваковская.
С 7 по 12 ноября в рамках Всероссийского Фестиваля-конкурса любительских и студенческих театров прошла творческая лаборатория "Как писать о театре". Группа участников была сформирована по результатам отбора заявок. Участникам было предложено за очень короткий срок увидеть все спектакли Фестиваля и, после серии лекций, встреч и практических занятий, написать о фестивале отзывы. Это статьи, написанные в свободной форме и на свободные темы, которые пишущим показалось важным обсудить в связи с увиденным. Среди текстов участников есть и рецензии на отдельные спектакли, и размышления о феномене любительского театра, и анализ проблематики и эстетики увиденного, и интервью с создателями одного из спектаклей-конкурсантов. Некоторые из них могли бы быть опубликованы в личном блоге, некоторые - в специализированном журнале. Мы представляем вашему вниманию восемь взглядов - восемь непохожих друг на друга отзывов.



Любовь побеждает смерть

Надежда Маркелова

12 ноября 2019 года спектакль "Давай ты всё-таки будешь!" молодёжного народного театра "Игра" из Екатеринбурга получил Гран-при Фестиваля-конкурса студенческих и любительских театров России.

В основе спектакля рассказ Макса Фрая с одноимённым названием, но в тексте опоры для понимания лучше не искать. Команда во главе с режиссёром Денисом Кирилиным переосмыслила эту историю. Спектакль задумывался о любви, ради которой не жалко покинуть мир иллюзий.

У мальчика на сцене есть старший брат. Он смелый и умеет летать. У него есть трехголовый пёс, дракон, плащ и меч. Брат и его мир явно иллюзорны. Организация пространства и взаимодействий работает на эту иллюзию и выстроена по законам театра предметов. Всё просто и схематично. Героям в этом мире хорошо вдвоём. Реальность и фантазии не мешают друг другу, но до поры.

У героя заболела мама, он едет поддержать отца и узнаёт, что у него действительно был старший брат. Пока реальный герой и его иллюзия выясняют отношения, мама умирает. Смерть не называется прямо, мы узнаём о звонке отца и видим две розы. В этом снова точечно и точно бьющая лаконичность театрального языка.

Столкновение со смертью вызывает конфликт реальности и фантазий героя. Отношения двух сущностей на сцене резко меняются: фантазии явно реальность побеждают. Тут и драки, и холодность, от которой болеет жена, и старик, изгоняющий демонов, и отчаянный крик из названия спектакля: "Давай ты всё-таки будешь!" Темп действия нарастает и обрывается пробуждением героя в больничной палате.

Старший брат рядом. Он спит и ждёт, когда герой выйдет из комы. Мальчику удалось вырваться из мира грёз, чтобы не заставлять брата ждать и волноваться. Иллюзии побеждены, потому что в реальной жизни есть люди, которые любят.

По словам режиссёра, часть зрителей считывают хороший финал прямо по действию, но некоторые видят что-то своё. Возможно ли тогда, что вымысел и реальность примирились, а герой просто принял как данность смерть старшего брата и продолжил жить? Здесь каждый зритель решает сам.


Поиск лёгкого пути

Надежда Маркелова

Интервью в условиях фестиваля оказалось почти экстремальным, потому что времени между спектаклями, встречами и прочими мероприятиями было очень мало. Я поймала Артёма Васильева, режиссёра театра-студии "Быть" при Тюменским индустриальном университете, в свободный час между двумя спектаклями прямо перед МХТ. В грохоте, ветре и суете Камергерского было ощущение огромной семьи, как в спектакле "Эх ты, Ваня!". Часть ребят в тот день возвращались в Тюмень, и Артём во время разговора прощался с ними: просил позвонить, когда доберутся, и заставлял застёгивать куртки. Вот что он успел рассказать…


...о театре "Быть".

"Театр я хотел организовать еще на четвертом курсе. Пришел в университет и предложил сделать театральную студию. Сказали, что им это не надо. Через год они увидели меня на "Студенческой весне", я сам тогда выступал актером. "У вас такая замечательная чтецкая программа," - сказали они. - "А не хотите у нас сделать студию? Мы вам даже платить будем". Год назад я готов был бесплатно там работать! Круто, здорово, давайте. Это было восемь лет назад.

Мне тогда в любом случае пришлось бы делать дипломный спектакль, я учился на пятом курсе на режиссера любительского театра. Пришли ко мне ребята, я начал с ними заниматься. Мы сделали небольшой отрывок на "Студенческую весну", заняли второе место. Помню, они были вообще в восторге, да и я тоже.

У нас в пространстве были обычные оранжевые стены. Помню, что мы выигрывали грант, чтобы сделать черную одежду сцены, чтобы сделать свет своими руками. До сих пор я прихожу туда, включаю этот свет и думаю, что сегодня сгорит, вот сегодня! Потому что там все время что-то искрит. Но мы при этом показывали там спектакли. Сцена, наверное, раза в два меньше, чем эта в МХТ, там не много зрителей помещалось, но всем нравилось. Сейчас мы уже и в театре "Ангажемент" можем выйти, они иногда нас зовут, когда сами уезжают на гастроли. В "Космос" можем выйти и вообще выходим на площадки города".

… о студенческом театре в Тюмени.

"У нас фестиваль "Студенческая весна" имеет огромную популярность, там просто битва вузов идет. Я знаю, что в других городах не так. У нас хорошая театральная кафедра, театральные мастерские очень интересные, на уровне. Все, кто ни приезжает в "Космос", говорят: "У вас так много студенческих театров! У вас так много любительских театров! Такое ощущение, что это театральный город какой-то!" У нас и правда очень театральное студенчество. Засчет того, что мастера очень дружат с другими вузами и не бросают тебя, а все время поддерживают, театральное движение и развито".

… о спектакле "Эх ты, Ваня!"

"Я прочитал рассказ, в котором у людей умер кот. Они так страдали, какой классный он у них был. Подумал, что это парадоксальная идея, а я люблю парадоксальные вещи: люди, кот, как-то так это соединилось. В этот момент еще у меня приехала мама, тоже из деревни, и я ее записал в больницу. Она сказала, что без меня не пойдет. Я говорю: "Мам, ну что как ребенок вообще? Неужели ты не справишься?"

И я подумал, давайте действительно у них умрёт кот. Такая опора, надежда. Понял, что русскому человеку все время кто-то нужен, кто придет и сделает. Это поиск легкого пути: сходи туды-сюды, чтобы кот за тебя там… ну, это без разницы кто. Такие люди без царя в голове, прожить не могут. Им нужен кто-то, кто примет решение. Про это и вся история.

Потом я начал вспоминать свою бабушку, которая тоже ведет себя как ребенок абсолютно. У нее действительно трое детей, которых она опекала до безумия. Да до сих пор, я как ни приеду, это такой спектакль начинается! Это стол, как будто бы я вообще не ем в Тюмени. И именно в этот приезд я должен поесть, всё надо попробовать, это просто кошмар! Но так проявляется забота и любовь.

Она говорит про своих детей: "Агась это самое, вот вопшэ! Вот если бы не дети, агась это самое, у меня бы уже давно бы вертолет, агась это самое, в огороде стоял бы! Вопшэ, вот сколько я потратила!" Детям уже по 40-50 лет, она до сих пор за ними бегает, решает их вопросы. Она не может не тратить. Ей легче так, чем отпустить человека и позволить ему сделать ошибку и позволить упасть.

Исполнительница главной роли Наташа, которая эколог, тоже из деревни. Некоторые фразы, типа "Утонете - домой не приходите" - это ее бабушка так кричала ее маме в детстве, когда они тайком сбегали купаться. То есть, Наташа точно знает, про что она играет.

Сначала мы вообще ставили без Жоры. Это тот, который бородатый. Потом, когда он появился, говорю, ребят, давайте сделаем его отцом. У нее не то что дети, которые уже такие огромные лоси, у нее еще и муж такой же. Это тоже хорошо, тоже про Россию.

Про этих мужиков пьющих... Я видел их в деревне, им действительно нечем заняться, они от скуки пьют. И когда вдруг они узнают, что есть что-то кроме выпивки, поэзия, да еще и Пушкин, для них это вообще открытие! Мне жалко их очень, и я люблю их, конечно, всех.

… о Фестивале-конкурсе студенческих и любительских театров России.

Мы давно не получали такой положительной оценки, прямо засиделись. Нас приняли в Омск, там всё прошло довольно удачно. А теперь еще и Москва, и сцена МХТ, и так организованно всё. Для нас это просто роскошь, для студенческого театра - прикоснуться к чему-то такому, выступить здесь.

Я знаю, что такая история была необходима для коллектива, потому что он как раз в таком состоянии, что кто-то уже собирался уходить, кто-то все думает, что пора заканчивать. Я говорю: "Ребят, ну, давайте еще, вот еще разочек выступим!". В общем, нет, конечно, никуда они не уходят. И эта история подпитывает и поддерживает.

Нам очень сложно было, потому что мы не нашли деньги на билеты. У вуза нет финансов, и нам пришлось занять. Мы потом отыграем, конечно, эти деньги. Есть люди в городе, которые нас поддерживают. Деньги на декорации собрали наши постоянные зрители, друзья и коллеги. Декорации мы сколотили здесь, потому что не смогли бы их привезти, это очень дорого. Пару ночей поколотили с ребятами, покрасили. Хорошо, что это возможно было сделать здесь. А теперь все следят, все волнуются, все ждут.

Зря волновались! Спектакль "Эх ты, Ваня!" получил гран-при среди студенческих театров, а Наталья Ваганова получила специальный диплом от жюри за лучшую женскую роль.


Чтобы мир стал лучше, каждый должен сыграть свою роль

Нана Мкртчян

Подошел к концу фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров России. Любительские спектакли оказались искренними и мудрыми, неожиданно сложными визуально и технически, но хочется сказать о том, что я увидела особенно созвучным сегодняшнему дню среди множества высказываний.

И начну с того, что наблюдали мы это созвучие в пространстве фестиваля, формат которого сам по себе крайне актуален сегодня, когда профессиональный театр может позволить любительскому если и не встать вровень, то достойно разместиться с ним за одним творческим столом. И выходит, что пропасти и не существует на деле.

А теперь про сами спектакли и коллективы. Участники фестиваля рассуждали о том, что принято считать «простыми истинами», и о них со зрителем честно должен беседовать любитель, актер, мыслящий отдельно от своей профессии.

Интересно то, что среда, в которой происходит действие во многих спектаклях, отлична от той, что составляет нашу повседневную жизнь. Иногда она кажется обманчиво простой, в чем-то грубой и далекой от картины мира жителя мегаполиса, однако под этой видимостью можно обнаружить сложнейшие и утонченные структуры, родственные тем, что знакомы нам. И ведь очень часто получается так, что среда Кавказа, среда Дальнего Востока, советская действительность, среда русской деревни обнажает те проблемы, которые парадоксально трудно заметить в современной суете.

Артистов театра из Северной Осетии беспокоит, что мир корысти может потеснить человеческие ценности и культуру, и мне кажется актуальным спектакль «Бирагъта», потому что становится понятно: мир, в котором я живу, гораздо сильнее зациклен на материальном начале, чем мир североосетинского народа, предупреждающего появление такой проблемы у себя на Родине. Артисты якутского театра из города Вилюйск рассказывают «Легенду любви», и поэтика их образов удивительно созвучна тем, которыми сегодня мыслю я и многие. Любовь понимается актерами и режиссером как изначальная, мощнейшая сила, дающая жизнь всему на Земле. Обыденность и рутина опрощают любовь и подрывают веру в чудо. Здесь каждому из нас стоит задуматься, не поглощены ли мы монотонностью будней. Творческий коллектив «Театральная 17» осмысляет тяжелейший текст Андрея Платонова, и постановка задевает за живое, потому что я боюсь потерять возможность говорить о своих чувствах честно и открыто: советского человека лишали этого права. И, наконец, театр-студия «Быть» представляет живую историю о деревне и семье, и она кажется мне очень трогательной и настоящей, потому что культура деревенской жизни переходит в небытие, а мы последние, возможно, успевшие застать её такой.

Актеры и режиссеры открыли миру неизвестное, переосмыслили ранее созданное и поделились тем, что беспокоит, а значит сделали шаг к созданию лучшего мира. Каждый сыграл свою роль. В том числе и зритель. Интересно смотреть спектакль и как взрослый, и как ребенок одновременно, а вместе с тем делать разные выводы: простые, но те, к которым хочется возвращаться. Постановки любительских театров показывают нам жизнь в другом ракурсе. И этот ракурс может оказаться неожиданно близким и нужным для нас.


Олеся Черноусова

7-12 ноября 2019 в Москве прошёл один из этапов фестиваля-конкурса любительских и студенческих театров, в котором приняли участие 12 театров из разных городов России, такой фестиваль - прекрасная возможность пообщаться с интересными людьми и перенять опыт профессионалов в области театра.

Особенно меня поразило то, что люди совершенно разных профессий, никак не связанных с театром, находят время, силы и желание заниматься им настолько серьезно, когда я узнала, что фестиваль именно любительских театров, я не ожидала увидеть настолько качественные спектакли, как некоторые из представленных. Я заметила, что большинство конкурсантов отказались от «традиционного» в нашем понимании спектакля и старались использовать какие-то современные приемы.

Некоторые из участвовавших в конкурсе спектаклей, лично меня особенно зацепили.

Один из особенно запомнившихся спектаклей - спектакль театра-студии «Быть» из Тюмени о поисках деревенскими жителями потерянного кота. Сам режиссёр объяснил, что при создании спектакля они использовали технику вербатим, почти всех персонажей ребята, игравшие в спектакле, придумали сами, используя образы своих родственников и знакомых, и это не может не впечатлять. Актерам хорошо удалось передать говор, характерный жителям деревни, их шутки, хотя и были очень простыми, вызывали смех в зале. На самом деле, из всех спектаклей фестиваля этот вызывал самую сильную реакцию зала.

Еще один запомнившийся спектакль — «История любовная» народного молодежного театра «Начало» из Хабаровска. Этот спектакль - трогательная история первой любви и взросления главного героя. Интересно то, как ребята использовали пространство сцены. Из декораций у них была только белая материя, развешанная по сцене, одна тумбочка и несколько небольших предметов, ландыши- символ молодости и наивности- качеств, присущих главному герою, и игрушки, которые должны были «играть» животных. Белая ткань была условным обозначением различных, стен, перегородок и заборов, в общем, всего того, что создаёт пространство в мире произведения, но основная ее функция, как мне кажется, - создание какой-то мечтательной атмосферы, романтического настроения, которое преобладает в спектакле. Из ткани делают люльку в мечтах героя, она же служит как бы саваном, когда герой символически умирает, чтобы «родиться заново» уже взрослым человеком (момент, когда лежащего на полу актера накрывают тканью с головой). Всего этого хватило, чтобы рассказать историю. Выглядело все, на мой взгляд, красиво и именно так, как это должно было выглядеть. Над этим спектаклем не нужно много думать, он создан скорее для того, чтобы получить эстетическое удовольствие и, наверное, это тот спектакль, который погружает зрителя в происходящее, он переносит нас из зрительного зала в начало 20 века, в котором и происходят разыгрываемые события.

Самое большое впечатление произвело «Ювенильное море» творческого коллектива «Театральная 17» из Воронежа, спектакль поставлен по одноименному произведению Платонова, при этом смотреть спектакль лучше предварительно ознакомившись с повестью, по которой он поставлен, иначе понимать, что происходит, будет сложновато. Атмосфера спектакля местами тяжелая и даже гнетущая, но благодаря хорошей хореографии и игре актёров смотреть его легко. Очень интересным и атмосферным мне показалось музыкальное сопровождение-сочетание украинских народных песен и современной музыки.

В целом, проведение подобных фестивалей для любительских театров, на которых актеры и режиссёры могут обменяться опытом, научиться чему-то у профессионалов, просто показать себя, выехав за пределы своего города, и получить отклик на свое творчество, мне кажется очень важным. Ведь любительский театры — это важная часть театра в целом, у неё есть свои особенности и свои цели, это не просто попытка подражать театру профессиональному, хотя и такое часто встречается, это нечто другое, сложно поддающееся сравнению, и если есть люди, которые хотят заниматься этим серьезно, то эта сфера театра будет развиваться и именно подобные мероприятия должны ей в этом помочь.
Театр по любви

Элина Валиуллина

Полюбить театр, наверное, непросто. Впрочем, не трудно найти человека, который скажет, что вообще не знает, что такое "любовь". А уж слово "любительский" вряд ли в нашем сознании ассоциируется с чем-то созданным из любви. Любительский-любитель-непрофессионал. Примитивная цепочка нашей мысли.

В Питере и Москве число независимых, любительских театров и прочих театральных сообществ значительно превышает количество государственных. На фестивале у меня была возможность убедиться, как много людей хотят заниматься театром и за пределами "столиц". Посмотреть 12 спектаклей за 4 дня и не разочароваться в жизни, и профессии-было для меня настоящей сверхзадачей. Смотря по 3 спектакля в день, сложно успевать жить и вообще что-то понимать, поэтому сказать по правде, посмотрела я не всё, но большую часть из представленного. Эмоции возникали разные, но, после каждого просмотренного мною спектакля, я убеждалась в одном: театр (любительский, профессиональный, независимый, какой угодно) может быть только по любви. Как в пьесе Ивана Вырыпаева "Пьяные", где Любовь является сквозной темой, люди пьяны и говорят то, что истинно чувствуют, без всякой оценки. Так и театр должен быть искренним, не может быть "от головы". Нельзя заниматься театром, только потому, что тебя привела "на кружок" мама; это должно быть тем, без чего ты не можешь, то, что помогает и ведёт тебя, и является, как бы это пафосно ни звучало, частью твоей жизни.

Театр по любви - это когда ты стоишь второй с краю в третьей линии с конца и у тебя одна реплика за весь спектакль; когда между едой, сном и репетицией, ты выбираешь не выспаться и не поесть; когда нет времени на прогон, потому что перерыв между спектаклями не больше часа, а мы помним, что их три в день на одной площадке. Когда вы (как театр-студия "Быть" из Тюмени, со спектаклем "Эх ты, Ваня") собираете деньги и отстраиваете декорации в Москве, специально для одного спектакля, потому что транспортировать свои обойдется в три раза дороже. Персонажи их незамысловатой, на первый взгляд, драматической сказки простые, узнаваемые, близкие, вступают в диалог с нами из-за условного ограждения декораций. И проблема их проста, они "не могут найти надежду свою и опору-кота Иван Иваныча", который лечит их от всех болезней и недугов. Но за всей простотой и условностью, за обычными жителями в поисках счастья, радости, спокойствия, скрываемся Мы, такие же ищущие и потерянные. Сможем ли мы не побояться сделать шаг, сможем ли Быть?

Молодежный театр "Игра" из Екатеринбурга в следущий день фестиваля подхватит тему выбора и поставит перед нами свои вопросы. Одна история про двух братьев, вымышленного и реального, повествуется и разыгрывается двумя актёрами (Никита Нечаев, Николай Пушников), юный нисколько не уступает взрослому. На сцене только стол, а из пространства кулис появляются все новые и новые предметы, которые в руках актеров приобретают определенное значение, помогая перевоплощаться в разных персонажей, меняться ролями так, что зритель может определить по деталям кто есть кто в данный момент. Так плед становится супергеройским плащом старшего брата, а три игрушечных собаки, открытым ходом соединенные скотчем, становятся трехглавым псом. Но за всей этой легкостью и игрой есть что-то более глубокое, нависающее в паузах. Открытый финал, как пыльца брошенная в воздух и не успевшая развеяться, не даст нам моментально отпустить этот спектакль. Еще какое-то время он поживет с нами, даже с теми, чьи эмоции резко негативны. Я убеждена, что если спектакль вызывает сильные эмоции-значит это попало, значит всё не зря. А негативные или позитивные эмоции он вызвал, это уже второй план.

Я очень люблю театр, играть в театре, и смотреть как зритель, но часто разочаровываюсь, впадаю в ступор, и иногда даже перестаю понимать, что хорошо, а что плохо. Но Интересно, что я, может, никогда бы и не увидела эти спектакли, если бы не попала на этот фестиваль. И может быть это не отозвалось бы во мне в любой другой промежуток моей жизни. Но "здесь и сейчас" так совпало, а значит это именно то, что нужно, значит это всё полюбовно. Такая сценическая искренность побуждает верить, что независимый театр может существовать, важно просто Быть.

Анна Аравина

Быть современником всякий раз ответственно и трудоемко. Особенно забавно становится на вопросе, что такое современность, современное. Тут же оказываются: похожее "актуальное", громкое "значимое", субъективное "важное", нейтральное "интересное". Современное – как актуальное и причинное для существования? Впрочем, и любое другое определение, если угодно. Кажется, что современность, во всяком случае, должна отличаться формой от уже бывшего и прошедшего. На этом моменте зачастую возникают сложные отношения с содержанием. Без раздачи главенства, они, так или иначе, точно взаимодействуют, в общем-то, весь антропоморфный спектр отношений становится характерным для них. Содержание – как нечто идейное, не-о-формленный замысел.

Фестиваль–конкурс любительских и студенческих театров обращается к старой, словно мир, можно даже сказать, что к архаичной композиции, но совсем не в качественных категориях, а в количественных. 12 финалистов из многих удивительно театральных регионов, городов и сел были приглашены в Москву для отбора в двух номинациях в Санкт-Петербург, хотя по многим и не скажешь, что борются за приз. Для коллективов результатом стала Новая сцена МХТ. Возможность играть на ней казалась призом, представилась родным и понятным местом, которое тоже некогда складывалось благодаря пробующим и любительствующим. Это и оказывается любопытным – наблюдать за конкурсом, в котором уже все участники - победители, только по причине отсутствия соревнования в принципе. Именно из-за того, что спектакль ставится и разыгрывается ради процесса, любимого дела, досуга. Так почему же он ставится именно таким образом? Как совершается выбор того или иного театрального решения, театральной эстетики? Почему и какие черты любительский театр перенимает у так называемой профессии? Можно ли в связи с отсутствием как таковой цели деятельности, с наличием "удовольствия от процесса", говорить об особом процессе не-выбора сценического решения, способа игры и т.д.? Может, речь идет о не-выборке исключительно сущностных и характерных, банально-типичных, черт старых эстетик и правил, не есть ли это интуитивное следование тому или иному представлению о театре, ответы на "как хочется и можется"? Спектакли не нуждаются в критической оценке, но, с антропологической точки зрения, на них любопытно посмотреть.

Современное в студенческих и любительских сценах не стоит рассматривать со скидкой на возраст, характер деятельности и конечную не-цель. Более того, правила игры, как принято в театре, устанавливает и обговаривает со зрителями коллектив. Режиссер тюменской студенческой труппы спектакля "Эх ты, Ваня" Артем Васильев перед началом спектакля рассказал, что персонажи истории были найдены в семьях актеров – всем известные домашние сцены интерпретировались в более громкие и преувеличенные, максимально типичные (практически банальные, особенно в фигуре матери и сцене баньки мужиков) и смешные из-за серьезности проигрывания абсолютно наивного сюжета (деревенские ищут кота Ваню, обладающего особыми мыслительными, вылечивающими и одухотворяющими способностями).

Фестивальные работы оказываются автономными сочинениями на тему взаимодействия не-выбранной театральной эстетики и интерпретируемого текста или сюжета. "Ювенильное море" из Воронежа Александра Новикова говорит стройным языком биомеханики Мейерхольда, это особенно заметно в сцене с человеческим колесом, в метафоре Платонова о полной механизации, или превращения в вещь каждого. Сложенный коллективный труд над театральной машиной отлично передан в формулировках о великой стройке вечного союза. "История любовная" из Хабаровская Марины Ефремовой мечтает о воздушном реализме Станиславского и Немировича-Данченко, представляет в контексте "занавесочного" рубежа веков Шмелева знакомые типы, позы и жесты с интонациями, не оставляя шанса на неузнавание, раскрывая карты истории с первой сцены. Спектакль "Волки" (в переводе с осетинского) Хетага Затеева из села Чикола и якутская "Легенда любви" Маргариты Соколовой знакомят с общенародными легендами, интернациональными притчами и кочующими фольклорными сюжетами, преданными исключительно аутентично, хоть и с намеком на город. В "Не покидай меня" из Новороссийска Ольги Ковалевской театр задумывается о натуралистической военной постановке, полной диких условностей в актерской игре и декорациях. Так железные стаканы, плотно отвечающие ассоциациям с войной, промывают не-водой, выливая в не-траву не-остатки не-водки, а на не-стенде висит не-карта планируемых боевых действий – рудимент исторических классов с шапкой "1941-1945". "Игра в жизнь" из Ижевска Елены Парфеновой пластической немногословностью пантномимно-хореографического действия трогает абсолютной ясностью выбранной аллюзии на жизнь. Сцена в течение фестиваля также увлекается скучающими абсурдистскими мотивами в трактовке чеховского "Города N и его обитателей" Анастасией Гребенниковой из Щелково. Яркие кофточки и щеки разбавляются поездкой с извозчиком и ежедневной игрой в театр.

Что из всего этого современно? Спустя первые десять минут проясняется убедительная неубедительность сцен, милая простота художественных решений, по-старому новый характер столкновения с темами и репликами. Все раннее знакомое актуализировалось, повторилось, вновь напомнило о силе собственного воздействия и участия в жизни каждого. Современным становится как раз открытый разговор о любимых театральных вкусах. Труппы будто представляют то самое "классическое" в театре, существующее по естественному разумению, по любви. В общем, без какой-либо попытки додумать или изобрести, что и не входит в планы студентов-любителей и их публики. Современность будто оказывается вырисовывающейся полнотой театральной картины. И подобный обзор, знакомство с ним на протяжение четырех дней без пауз, обучает. Ощущение, будто увидев все, повзрослел, научился не только обращать внимание на подразумеваемое, но и думать о том, что можно разглядеть за незамысловатостью форм и старомодностью посылов, которые тем не менее здесь и сейчас, то есть истинны в значении существования и со-временности. К концу радуешься, с улыбкой встаешь на время аплодисментов.

Александра Тихонова

Abroad. Are you sure?

Манифест человека всякого, заМКАДышно-театрального. Вдохновленный и написанный во время первого фестиваля-конкурса студенческих и любительских театров России-матушки.

Действующие лица:

Голос человека всякого, обитающего за МКАДом. Зритель на фестивале

Голосок критика, обитающего не за МКАДом. Тоже зритель на фестивале

Новости, для всех одни. С фестивалем никак не связаны


Часть 1

Сцена 1

Лист. Буквы.

Голос человека всякого. Я их знаю. Они не пашут 24 на 7, но mного времени этому удеlяют. Это важно dля них. Конечно, it не професsионально, НО всё заvисит от отноshения к человеkу.

Голосок критика. Театр-студия «Кубань» из Новороссийска привезла на фестиваль спектакль с романтичным названием «Не покидай меня». Тема – женщины (вчерашние школьницы) на войне. В основе лежит драматическая баллада современного белорусского писателя Алексея Дударева. Зрителям рассказывается история подвига четырех юных девушек, оказавшихся в разгар войны на фронте со спец заданием – попасть в тыл врага и уничтожить узел связи. «Воспитателем в детском саду» становится фронтовик-разведчик, капитан Михасев, в котором девочки видят и брата, и мужчину, и деспота.

Почти все действия разворачиваются на фоне деревянного забора, накрытого маскировочной сеткой с листьями. Таким образом режиссер Ольга Ковалевская прикрывает правду; изолирует жесткий, но «испачканный розовой краской» мир. Исключением является танец четырех «вакханок» на фоне свастики, выведенной на экран во всю сцену. Во время пляски пространство заливается светом красных софитов, что является одновременно символом невинно пролитой крови, фашизма и, наконец, горечи утраты человеческой жизни (только одна из девушек останется в живых). Аудио среда спектакля противоречива. В постановке сочетаются патриотический гимн защиты Отечества - «Священная война», современная обработка «Темной ночи» (под которую первый раз на сцене появляются будущие разведчицы в белых хлопковых сорочках и хромовых сапогах, исполняя танец в стиле strip dance), костровые песни на дежурную тему несостоявшейся любви, а так же немецкий «Das ist Berlin». Убойный микс музыки и танцев подчеркивает хаотичную структуру синтетического мира персонажей и переводит всё действие в категорию язвительной шутки или гротеска. Завершает спектакль тактичное замечание, что вся история основана на трагических судьбах реальных героев страны. На экран выводятся фотографии актрис, стилизованные под фотокарточки военных лет. Сатира?!


Новости. Маленькие гиганты из лагеря смерти

Семья Овиц попала в Аушвиц из-за роста и национальности. Выжить помог завет матери: держаться вместе и любить друг друга в беде и радости. Овиц (Ovitz) — семья бродячих еврейских музыкантов-лилипутов из Румынии, живших некоторое время в лагере Освенцим, где их изучал доктор Менгеле.

Ее звали Перл, что значит «жемчужина». Она была самой младшей среди своих братьев и сестер маленького роста, которые прошли через Аушвиц и выжили. В одном из своих интервью Перл Овиц говорила: «Если меня когда-нибудь спросят, почему я родилась карлицей, я должна буду сказать: моя особенность — это способ Бога сохранить меня живой»…

(NEMSLAND, ноябрь 2019 года)

Сцена 2

Тот же лист. Слова.

Голос человека всякого. Это separate страна. Остальное is different there. Nobody doesn't открывается. People are very закрыты. EVERYONE has everything. But ты rise from the bottom.

Голосок критика. Драма с феминистским уклоном, в основе которой – тотальная игра на выживание. Танцевальный коллектив «Прикосновение» при Ижевском Государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова показал свой пластических спектакль «Игра в жизнь» (Руководитель коллектива – студентка 2 курса магистратуры Елена Парфенова) Известная детская игра «Музыкальный стул», на основе которой выстраивается драматургия постановки, пробуждает совсем не детский азарт. Изначально мы видим девушек и юношей (в соотношении 7 к 2, соответственно), которые мило ребячатся. Но количество мест постоянно меньше, чем желающих их занять. Ребята пытаются отстаивать свои права на личное пространство, чувства, выбор. С каждым выбывающим напряжение растет. Меняется музыкальное сопровождение: от непринужденного кантри до клубной электронной музыки с басами. Световая драматургия передает возрастающий накал: свет становится более экспрессивным (используются красный и синий фильтры для софитов). Приходится быстро взрослеть. Лучи прожекторов бьют в конкретных актеров, сужая их мир до круга диаметром в метр. Один из мальчиков отдает место своей возлюбленной, однако та отсеивается уже на следующем ходе. Остаются Он (альфа), Она (бета) и Стул (омега). Последний стал одновременно местом для обжигающей страсти, мышеловкой женской души и веревкой для повешения самца. Девушка проигрывает Ему. Он становится царем, в подчинении которого лишь фантазии. Счастье в одиночестве - проклятие. Прошлое (не без участия совести) настигает молодого человека, и он оказывается на дне, под толщей тех самых «музыкальных стульчиков»

Новости. Женщины против агрессии

Женщины хотят уничтожить мужскую агрессивность, стремление к соревнованию и борьбе. Заодно и страсть к познанию нового, заменив её культом потребления. Это естественная составляющая мужской сущности. И не зря феминистки стремятся подавить в первую очередь именно её, потому что, лишившись агрессивности, он становится безопасен, как кастрированный кот, и не препятствует дальнейшим планам феминогеноцида. Мужчина, лишенный агрессивности, не сможет защитить ни себя, ни вас, случись час испытаний…
(NEWSLAND, ноябрь 2019 года)

Часть 2

Всё тот же лист. Текст.

Голос человека всякого. The СВОБОДА is that you have people with whom you are comfortable. With them you can do everything. You can agree. You cry and laugh together. You breathe together… We create our freedom yourself and build a world around us. We decide what to do, with whom to do and how to do it. Today, now there is every opportunity for this. When you are in the company of like-minded people, you feel free. We are accustomed to live communication. We were brought up like that. We need to be sociable, open and free!

Слышится эхо.

Новости. «Я хочу изменить правила» Как ветеран израильской армии стала…

Орин-Джули – ветеран израильской армии. Модель. Хочет стать дилером оружия.

«Мне всего 25 лет. Я прихожу и говорю: «Постойте! Я хочу изменить правила, хочу играть по-другому» Я служила 3 года и прекрасно понимаю, что делаю. Оружие – не дьявол. Убивают люди, не ружья. Я говорю о самозащите и хочу иметь возможность постоять за себя. Это индустрия не должна принадлежать исключительно мужчинам. У нас равные права!»

Во время службы Орин выкладывала свои фото в Instagram и её позвали рекламировать военную продукцию. Девушка начала выпускать бронежилеты для женщин и получила разрешение на продажу оружия от министерства обороны Израиля.

(BBCNEWS, август 2019 года)


Перевод английского текста:

Abroad. Are you sure? – За рубежом. Ты уверен?

(Сцена 2) Это отдельная страна. Там всё по-другому. Никто не открывается. Люди очень закрытые. У всех есть всё. Но ТЫ поднимаешься с самых низов.

(Часть 2) СВОБОДА в том, что у тебя есть люди, с которыми комфортно. С ними ты можешь делать всё. Вы можете договориться. Вы вместе плачете и смеетесь. Вы вместе дышите. Вы создаете свою свободу сами и строите мир вокруг себя. Вы решаете: что делать; как делать и с кем делать. Сегодня, сейчас есть все возможности для этого. Когда ты в компании единомышленников, ты чувствуешь свободу. Мы привыкли к живому общению. Нас так воспитали. Мы должны быть общительными, открытыми и свободными.

Любовный фанфик о войне

Полина Коковихина

В этом году я оказалась на фестивале любительских и студенческих театров в Москве. Среди студенческих спектаклей была заявлена постановка театра-студии "Кубань" из Новороссийска о Великой Отечественной войне - "Не покидай меня". Режиссёр постановки - Ольга Ковалевская.

История, положенная в основу спектакля, напоминает "А зори здесь тихие". Только опубликована она была уже в 2007 году. Автор - Алексей Дударев - не отрицал, что пьеса - частично выдумка, частично - правда: «Многое в произведении придумано, но в нем нет неправды. Ведь и Зоя Космодемьянская, которую мы привыкли воспринимать, скажем так, монументально, была еще совсем девчонкой, такой же, как мои четыре «вымышленные героини». Они рвались защищать родину, совершали диверсии, а их самих ловили, били, вешали… В искусстве иногда больше правды, чем в самой жизни».

Что касается артистов из Новороссийска, они добавили от себя зачин пьесы и внесли некоторые правки в финал. Театр-студия «Кубань» начинает рассказывать историю с 1941 года – там, где бомба попала в детский дом. Все в страхе бегут, но маленькая девочка падает и зовёт маму, говорит, что не пойдет без нее. А потом зрителям сообщают, что это бегут выжившие воспитанники детского дома. Что же хотел сказать режиссер? Может, во время опасности тайные желания людей становятся более явными? Или это ляп спектакля? Зрителям не дано узнать правду. Дети больше не появятся на сцене, большой смысловой нагрузки эта сцена для зрителя не несет. Поэтому выглядит эта сцена искусственно, будто её «вклеили» в спектакль, и нужна она только для того, чтобы задействовать людей и дать зрителям ложное ощущение реальности происходящего.

Последующие действия происходят в 1944 году. Полковник отправляет своего подчиненного, товарища гвардии капитана Михасева, на задание. Узнав свое задание, Михасев приходит в ужас и спешит писать рапорт. Ведь ему на попечение попадают четыре «ребёнка». В общем-то, он прав – четыре молодые девушки больше похожи на выпускниц, чем на бойцов. По вечерам они смеются, обсуждают мальчиков, танцуют в ночнушках и мечтают о любви. И от этих кривляний у зрителя пропадает всякое ощущение войны – словно на сцене не 1944 год, не война. Спектакль лишается, таким образом, своей жизненности и верить ему уже не хочется. Изредка о войне напоминают звуки взрывов, рапорты, военная подготовка и горькие истории о погибших родственниках. Но вслед за ужасными рассказами о смерти близких, звучит звонкий девичий смех. И кажется, будто героини в детском загородном лагере. Дикий диссонанс от увиденного.

Товарищ гвардии капитан Михасев тоже неважный военный: оспаривает приказы начальства, не соблюдает субординацию по отношению к полковнику и своим подчиненным, постоянно поддается эмоциям, что никак не вяжется с его должностью и тем, что он много раз был в самом пекле и выжил. Его уже не влекут любовные истории, но он едва ли ведет себя более солидно. Единственный человек, познавший и ощутивший ужасы войны на себе, младший лейтенант Кремис. Она уже побывала по ту сторону, поэтому не может спать по ночам, падает в обморок от немецкой песни, поэтому так серьезно относится к войне. Она уже потеряла самое ценное – сестру – теперь ей ничего не жаль.

Финал спектакля не дает зрителю точной информации: девушки погибли, но как именно это случилось остается загадкой. Танцевали-танцевали свой «танец Огня» на фоне фашистского знамени, а потом одна за другой убежали. А потом уже выясняется, что погибли трое девушек. То ли убиты взрывом, то ли разоблачены фрицами… Загадка.

В конце под грустную музыку зрителям показывают слайд-шоу с фотографиями актрис в привычной одежде и с улыбками. И как-то уже не вяжется это со спектаклем. Снова телепорт из 1944-го в 2019-й. Резкий переход. Смотрится жутко, и хочется выключить это слайд-шоу.

Если в целом рассуждать о спектакле, может показаться, что никто из артистов не отнесся к этой истории серьезно. Это такой бутафорский театр, где каждый знает, что через час снимет военный костюм и пойдёт танцевать. И это первым бросается в глаза. Финал, как уже упомянуто выше, игнорирует рассказ о судьбе девочек – как именно они погибли нигде не сказано. Сказано только, где похоронены.

Спектаклю можно сказать огромное спасибо за воспроизведение потрясающих стихов и песен, а также за смелость. Ведь брать такие редкие произведения очень ответственно. Но внутри после просмотра остается двоякое чувство: некая фальшь от увиденного и красивая мелодия «Не покидай меня»…
16 ноября 2019

Made on
Tilda